login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

buildings-g1cc2efb7e-1920
Список форумов » Рецензии (2016-2018) » Роберт М.Вегнер - Сказания Меекханского пограничья
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Роберт М.Вегнер - Сказания Меекханского пограничья
СообщениеДобавлено: Сб Мар 18, 2017 9:45 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2598
Откуда: Полтава




Роберт М.Вегнер - Сказания Меекханского пограничья



Всем привет.


„Sierp może wyobrażać sobie, że to on ścina zboże, a młotek, że wbija gwóźdź. Lecz jeden i drugi jest tylko narzędziem.”

Вот и добрался я до рецензии на Меекхан.

Как отличить хороший фэнтези мир от плохого?

- В этом мире хочется жить? Сбежать из нашего серого, унылого, продажного в тот, другой? Не обязательно. Бывают такие миры, что умереть в них куда проще, чем жить. Да еще и счастливо. За ними интересно разве что наблюдать.

- В нем есть то, чего нам не хватает в реальности? Сомневаюсь, что мне в моей серой обыденности не хватает копания гномьих шахт, или выращивания Вечного эльфийского леса. Демонов, там, не хватает. Чудовищ, злых богов и темной магии.

- В нем есть...магия? Тьфу! По сравнению с Сетью, интернетом в каждом кармане, освоением космоса и современным оружием вся магия - детский лепет со свистелками, перделками и фейервероком. Зачем нужен фаейрбол, если есть пуля. Зачем нужны демоны, если можно нанять парочку мордоворотов и они за пару штук баксов сделают с твоим недругом такое, что демоны обзавидуются. И главное, твоя душа, если она у тебя, конечно, есть, останется при тебе.

- Так что же? Красивые виды и дикая природа? Есть. Сочные, знойные, всегда готовые женщины? Есть. Шлюхами называются. Обитают около дорог и вокзалов. Изредка меняют привычный ареал на апартаменты и "выезд". Ничего нового.

- Может быть возможность стать самим собой? Великим воином? Сильнейшим магом? Добрейшим правителем? Нит. Все сказки кончаются на моменте победы над Великим Злом. Не пишут о том, как великий воин спивается от горя собственной ненужности в виду смерти Великого Зла. Волшебник впадает в старческий маразм, правителя травят дети, а милый толпа, брызгая слюной, трусливо орет им в спину, что "раньше было лучше" и "это ты во всем виноват".
Стать самим собой можно и в нашем мире. Для этого нужно понять что ты сам такое. Что есть ты. Что есть твои желания. А потом прости идти по пути. В нашем мире есть и магия (и люди которые верят этим шарлатанам тоже есть), и мечи, и клубы реставраторов и реконструкторов. Политику тоже никто не отменял. Не, все не то.

Так что же делает фэнтези мир хорошим? Как мне кажется - возможность смотреть на наш мир чужими глазами, угадывая в волшебно-сказочных отсылках химеры нашего с вами сегодня. Думать, сопереживать, учиться на чужих ошибках. Становиться лучше с каждой строчкой, с каждым словом. Чем сильнее оторван "волшебный" мир от реальности, чем больше в нем магии, странных концепций, чем не правдоподобней окружение, тем менее интересен он читателям.
В другом мире - другие мысли. Если мысли другие, а ты - такое же, как их понять, приладить к своей голове, как их думать? Никак.

Потому хороший мир, это глубокий, проработанный наш с вами мир, ребята, но в другой упаковке, перевязанный другой лентой, тем не менее привычный и знакомый с детства. За масками эльфов - золотой миллиард. За масками гномов - гордые и сварливые "дети гор" с длинными ножами (топорами) и узнаваемым акцентом. Еще лучше, если гномов и эльфов нет. А ты - ты, есть. Но другой. Сидя на своем диванчике ты можешь думать иначе, соглашаться с самим собой, спорить, размышлять. Главное, чтобы текст вызывал мысли, чувства, эмоции, дарил впечатления. Хороший - дарит. И "Сказания Меекхана" из таких. Хороших. Чем же? Всем. И ничем. Потому что ничего нового в нем нет. И при этом новое - все. Другой мир, другие правила.

Но, вот в чем парадокс. Хороший мир - крайне похож на наш. И чем конкретней, тем он лучше. При том, эта "похожесть" должна быть в отсылках, шутках, "духе", настроении, определенном поведении, привязанности к чему-то в быту, еде, одежде. Не прямая. Объясню свою мысль - "славянское" фэнтези, это плохо. Это китч. Чем больше в них "славянского" и чем сильнее их выдают за "так все и было", тем хуже. Особенно, когда это не альтернативка, написанная человеком, что в истории разбирается, а поделка на колене в стиле "и так сожрут". Не сожрут. В мире полно умных и образованных людей, что заорут "НЕ ВЕРЮ". Тоньше нужно работать. Умнее.

В "Меекхане" чувствуется, что книгу писал поляк от начала и до самого конца. Я немного знаю историю Польши и сам польский, но даже мне многое заметно. Насколько же лучше эта книга заходит этническим полякам?

Что же в ней такого? Ну...попробую пояснить: отсылки к Священной Римской Империи, а с нею у поляков были терки и сильные. Отсылки к сектам и языческим культам, бытовавшим на территории Польши. На них делались даже мини крестовые - мини походы. Культы войны и каннибализма. Много крови они поляков попили. Стража карпатская. Про неё мало кто знает, но в книге она есть. Польские гусары и общая любовь к коннице и коням. Польские евреи и цыгане. Монгольское нашествие в Польшу. Более того, даже отсылки к арабским хроникам и быту по записям Галла Анонима. Все есть. Да так тонко и аккуратно, что просто умиляешься. Книга польская от начала и до конца, но при том, это почти незаметно тому, кто в истории не разбирается и разбираться не желает принципиально. Хороший фэнтези мир всегда построен на мире реальном. "Меекхан" мои слова лишь подтверждает.

Чем меньше в мире магии, чем меньше непонятных "спецэффектов", тем лучше он воспринимается читателем. В нашем мире магии нет, а то, что есть - шарлатанство и у него теории, настоящей теории - нет. Кроме теории наёба глупых дураков на деньги. Придумать нормальную теорию того, чего нет и чем никто никогда не пользовался - глупая затея. И ненужная. А без теории - нет и пользователей. Все эти дутые академии магии - глупость. Все попытки объяснить то, чего нет - глупость. Ну нельзя писать книгу от лица мага. Это как слепому и глухому писать о театре. Зачем? Ради шутки и смешного эксперимента - не вопрос. А всерьез?

А такое фэнтези пишут. Не понимая, что только на этнической почве можно построить хорошую историю. И все эти замки с дворянами, средневековый феодализм и рыцари с драконами - не наше. Вон - Вегнер смог написать "польскую" книгу. От первой и до последней страницы. За то и его хвалю. У него нет центральных персонажей магов. Хотя магия есть. Но её чуть и её основы он не разжевывает, как любят это делать некоторые "авторы".
Не зная классической истории, собственной истории, для начала, никогда не напишешь хорошей фэнтези книги. Не понимая истории повседневности - не напишешь интересного и правдоподобного быта и не опишешь рутины. А так как все герои вырастают из рутины, то и герои у тебя будут клишированные "как у всех". Как относятся к смерти в твоем фэнтези мире? Как и в наше время? Нет, это не так. Чего хотят? Во что верят? Чего боятся? О чем мечтают? Ничего не знаешь? А, историю не учил? Ну так изобретай велосипед. Чем бы дурак не тешился.
Вегнер велосипед не изобретает. Мир он продумал. Праздники? Есть. Традиции, быт, еда, одежда? Есть. Политика, история войн, битвы, продуманное оружие и рода войск? Есть. Этносы, межэтнические проблемы и великие переселения, миграции народов? Есть. Дикие племена с "другим взглядом" на жизнь? О да, есть. Отсылки к другим книгам, от Сенкевича до Герберта? Да, да, да и еще раз да! Магия? Есть. Религия? Есть. Боги есть. Другие миры и аномальные зоны а-ля Сталкер? Есть. И шутки есть и героизм. И приключения и загадки. Все, что нужно. Да с размахом, почти на целый континент. И главное -все на польской, славянской основе. Вот как нужно, по моему мнению писать словянскую фэнтези. А не так, как её обычно, кхм, пишут.

Я понимаю, что в современном информационном и постиндустриальном мире, когда понятие индивида заменено дивидом, а человек фрагментарный, глупый и лишенный своего Я кочует от мнения к мнению, от субкультуры к субкультуре, когда вера утратила свою функцию гавани для души кочевника, требовать от молодых писателей глубокой работы над собственным текстом глупо. Никто не делает, чему я должен? Вот ответ, что я вижу чаще всего. Не должен. Если хочешь работать зря. Ты пишешь, а читать никто не хочет и твою работу забудут уже через месяц. Равноценно?
Вегнер работал качественно. Те книги, чьи обложки я разместил вверху своего текста - лишь первые два тома из имеющихся четырех. Более того, они - вступление. Четыре. Книги. Вступления. Ну ладно. Две. Толстых и уверенных в себе. Без главного героя, без единой локации в которой происходят события. Без "понятной и простой" системы мира и магии. Без единой временной линии ( во второй книге), без четкого конца - текст второй книги обрывается на полуслове. Интересном, полуслове, попрошу! Ну кто так пишет?
Пишут, пишут. И пишут хорошо. А теперь, пожалуй, чуть-чуть расскажу о мире "Меекхана" и самом тексте.

Берем континент, устраиваем адовую бойню из богов, их аватаров, перемалываем в кашу целые горные цепи и большую часть человеков. А потом боги уходят по-английски. И остаются культы, боевые школы, безумцы и обычные людишки, что просто хотят жить. Берут эти хумансы, да и начинают вырезать особо буйных, беря под контроль магию, секты, почитателей богов, создавая себе комфортную среду обитания. Строили строили и наконец построили...империю. Меекханскую. С Императором, с армией, с пантеоном богов, все как положено. И поделился мир ( ну ладно, континент) на Меекхан
и прочие безумные земли. Все бы ничего, но после давнего махача богов сотоварищи остались Зоны. И оттуда время от времени лезет всякое. И если маленькие можно исследовать, то из больших иногда как полезет полезет, то адЪ и апокалипсис. За границей империи горы с местными обитателями, ледники, степи и другие страны, до которых длань всемилостивого императора еще пока не добралась.
Жили, не тужили, кто торговал, кто воевал, кто с ересями боролся, а кто-то прихода ушедших богов ждал. И, по ходу, дождался.
Возвращаются в мир очень странные существа, силы и их аватары, начинаются войны и продолжаются старые, да еще и в самый не подходящий момент, когда империя после не давних войн со степь стоит одной ногой в могиле.

Мир попросту огромен. Даже потратив две книги на вступление, Вегнер иногда не может подать текст неспешно и просто. Приходится спешить, слишком много у него граней реальности вышло по задумке. На слишком большое расстояние в пространстве-времени они размазаны тонким слоем. Нет, это не "Малазанская книга павших", но и не простецкий Мартин с инцестом, "вотетоповоротами" и грязью.

Почему же книги поделены на четыре части? Все просто, в разных частях огромной империи - разные проблемы. Это более чем логично. Вспомните Британию. Как вы думаете, в Индии, Китае и на туманном Альбионе будет все одинаково? Самим не смешно?
Тут то же самое. Север - история об отряде защитников границы. Грубых, смелых, преданных долгу, вынужденных идти в пасть войне и смотреть в глаза смерти. Есть истории серьезные, есть шуточные. Ах да, я чуть не забыл. Север стоит особняком. Он написал в виде коротких рассказов. Дальше структура текста будет дуалистической - две переплетенные между собою линии, иногда отстоящие друг от друга на тысячи лет. А начала не такое. Потому сразу предупреждаю - Север у всех идет бодро. Юг вызывает проблемы. Он другой по задумке, концепции и истории. Совершенно другой. Эту тонкость перед прочтением нужно учитывать. Если Север история "бравых ребят", что в огонь и в воду, они даже готовы каждому "дать свою козу", чтобы никто не ушел обиженным. То Юг - история беглеца, его нанимателя и мертвой дурочки, которая приходится одному любовницей, а другому дочерью. Здесь история не о битвах, а о предназначении, долге, смысле бытия и необходимости нарушать клятвы и устоявшееся законы, или же попытаться понять почему они появились и смириться, постигнув, что они существуют не просто так. Грустная, пронзительная и очень камерная история, после Севера. Работа на контрасте.

Запад и Восток очень разные. Многие считают вторую книгу слабее первой ( особенно простого и понятного Севера), но это не так. Вторая книга, она о воинах степи. И нет, не степняках. Она про отряд бойцов, что охотится за сынами степи на службе у империи. Этакие волкодавы при охоте на волков. И если эта история - дружного боевого братства "не таких", что живут по законам степи и волей судьбы и приказа ввязываются в опаснейшую авантюру многим нравится, то последняя часть - история вора, живущего далеко и ведущего очень странную жизнь у многих вызывает море недоумения. Дело в том, что эта история разорвана временем. Парень вляпался в проблему и получил метку бога, после чего его начали мучить кошмары и видения о давно минувшей войне богов. Это крайне важно для мира "Меекхана". Позволяет понять, что боги, живущие в нашем воображении и реальные носители сил - разные вещи. Боги безжалостны, для них люди - расходный материал. Все их благородство - пыль, если для своих целей и игрищ они шутя разрушили почти весь мир. Это ОЧЕНЬ важно, потому что по сюжету боги начинают возвращаться. И это совсем ни разу не есть хорошо. Это начало конца. Не читая эти "видения" вора и не пытаясь в них вникнуть, перелистывая, вы лишаете себя многих умных размышления Вегнера. По ходу ему нравится Сартр и близок дух экзистенциализма.

К слову, нужно добавить, что все герои, появляющиеся к "Меекхане" во второй книге начинают пересекаться. Капитан стражи и его сержант, пустынный воин с дырой одиночества в сердце, пустынная ведьма, глава отряда конников и его спутники, вор и многие другие - все они живут в одном мире и это дает тонкий намек на то, что Главные Герои не они, даже не боги и не всемогущие маги. Это сам мир, или, если точнее - империи. Тот самый Меекхан, стоящих на костях почитателей богов, изменивший кровожадные культы и почти упразднивших самих небожителей. Потому что людям придется противостоять вернувшимся богам. Всем вместе. Одной единой, монолитной силой - империей. Или же сгореть в огне. Богам все-равно нет до них никакого дела.

Я искренне рекомендую эти книги к немедленному прочтению. По моему мнению, это лучшее славянское фэнтези за последние годы и лучшие книги прошлого года в жанре того же фэнтези.
Обязан отметить работу и вклад в издание "Меекхана" переводчика Сергея Лезегы. Спасибо ему.

Безоговорочные 11 из 10. Бегом читать!


Последний раз редактировалось: Dellarion (Сб Мар 18, 2017 9:59 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Сб Мар 18, 2017 9:58 pm Ответить с цитатой
Empty
Зарегистрирован: 26.12.2014
Сообщения: 156




"Не зная классической истории, собственной истории, для начала, никогда не напишешь хорошей фэнтези книги. Не понимая истории повседневности - не напишешь интересного и правдоподобного быта и не опишешь рутины. А так как все герои вырастают из рутины, то и герои у тебя будут клишированные "как у всех". Как относятся к смерти в твоем фэнтези мире? Как и в наше время? Нет, это не так. Чего хотят? Во что верят? Чего боятся? О чем мечтают? Ничего не знаешь? А, историю не учил? Ну так изобретай велосипед. Чем бы дурак не тешился." - под этим готов подписаться.
Что же, такая рецензия способна разбудить аппетит. Будем посмотреть.
Спасибо.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Empty Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Мар 18, 2017 10:02 pm Ответить с цитатой
Empty
Зарегистрирован: 26.12.2014
Сообщения: 156




У поляков, после нашумевшего Ведьмака, судя по всему, зародилась традиция писать сочное и фактурное средневековое фентези.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Empty Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Мар 18, 2017 10:03 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2598
Откуда: Полтава




Есть и другие авторы. Выучу польский лучше, смогу писать рецензии и на многих других писателей. Далеко не на все есть переводы.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вс Мар 19, 2017 5:37 pm Ответить с цитатой
MaDD
Бывалый
Зарегистрирован: 01.02.2016
Сообщения: 228




Цитата:
Не зная классической истории, собственной истории, для начала, никогда не напишешь хорошей фэнтези книги. Не понимая истории повседневности - не напишешь интересного и правдоподобного быта и не опишешь рутины.

Как то уж это уж сильно утрировано. Все таки мы по разному смотрим на одни и те же вещи.
Dellarion
Просьба пояснить эти аналогии на примере "Копья пустыни", ведь тоже 11 из 10.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MaDD Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Мар 19, 2017 7:50 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2598
Откуда: Полтава




Копье это очень актуальная книга, про противостояние Востока и Запада. При том в сеттинге века так...9-11го. Как раз, когда на Востоке работали последователи Аристотеля, жил Авицена и...входит в силу Ислам. Бретт сделал пару очень интересных реверсов и деконструкций. Человек Слова - аватара Христа, противостоит демонам. Он черпает силу их слов и уходит в пустыню, где обретает себя. И человек действия, избранный пророк, у которого цель - очистить свой народ. Реверсный крестовый поход наоборот, с Востока на Запад. Осада крепости из слов - аналог нашего Иерусалима. Быт востока и кастовая система из Древней Иудеи и Индии. Изюминка - реверсная Александрия на Западе, в виде архива знаний прошлого. Ты серьезно думаешь, что в "Копье" нет исторической базы?
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пн Мар 20, 2017 2:57 am Ответить с цитатой
MaDD
Бывалый
Зарегистрирован: 01.02.2016
Сообщения: 228




Я запутался в хитросплетениях твоих рассуждений, искал прямые аналоги использования меток в средневековой истории - понял тебя слишком буквально. Диалектика опять же....

Описанная же тобой концепция:
Dellarion писал(а):
... про противостояние Востока и Запада. При том в сеттинге века так...9-11го. Как раз, когда на Востоке работали последователи Аристотеля, жил Авицена и...входит в силу Ислам.

находит гораздо больше параллелей в современной истории.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MaDD Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Мар 20, 2017 1:05 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2598
Откуда: Полтава




Цитата:
Копье это очень актуальная книга
писал же )
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вс Май 21, 2017 5:45 am Ответить с цитатой
MaDD
Бывалый
Зарегистрирован: 01.02.2016
Сообщения: 228




Удивительная книга.
Я прочитал первую книгу, приступил ко второй - не пошло, сел перечитывать Анклавы.
Возможно первые симптомы проблем с памятью, но никаких ассоциаций с Меекханом у меня не осталось.
Начал читать Меекхан, очень удивился что книга в электронной книжке, простите за тавтологию, уже прочитана на 100%.
С прочтением начали "проявляться" воспоминания - я это уже читал. Сначала отдельные воспоминания: совместная операция стражи c "ахерами", деревня мародеров, потом наемник со скрытым лицом, хоть убей, но я думал что это вторая книга.
Даже сейчас, осилив первую половину книги, до наемника, я смутно помню начало. Нет единой картины мира. Воспринимаются как отдельные рассказы, интересные каждый сам по себе, но мало связанные между собой.
ЗЫ Такое у меня было только один раз с Акуниным, но тогда было 4 месяца реанимации и кусок памяти месяца на три действительно исчез.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MaDD Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Май 21, 2017 5:41 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2598
Откуда: Полтава




Странно. Я по прочтению третьей книги не могу поставить Меекхан в ряд с лучшими образцами фэнтези. Третья часть вышла не ровной, предсказуемой, рояльной и скучноватой. Но, тем не менее - первая и вторая книги получились очень даже. Во второй прописан мир, теология, пантеон богов, традиции и обычаи.
Если тебе НАСТОЛЬКО не пошло, значит просто, или не твой перевод, или не твой автор. Бывает. У меня такое с поздним Лукьяненкой. Тошнит-с.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Пн Май 22, 2017 9:27 am Ответить с цитатой
MaDD
Бывалый
Зарегистрирован: 01.02.2016
Сообщения: 228




Не это я имел ввиду. Книга читается хорошо, но даже две половинки первой книги такие разные, что перестроившись на вторую теряешь нить первой. Каждая линия интересна сама по себе, но они такие разные...
Может олько у меня так.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MaDD Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Май 22, 2017 12:59 pm Ответить с цитатой
Dellarion
Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 2598
Откуда: Полтава




Так он специально так задумал ) Чтобы показать НАСКОЛЬКО велик Меекхан. Третья книга - цельная. Продолжает линию Севера и Востока.
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя Dellarion Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Сб Июн 17, 2017 6:03 pm Ответить с цитатой
MaDD
Бывалый
Зарегистрирован: 01.02.2016
Сообщения: 228




Дочитал третью книгу - чувствую себя обманутым...
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя MaDD Отправить личное сообщение
Роберт М.Вегнер - Сказания Меекханского пограничья
Список форумов » Рецензии (2016-2018)
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS